Образовательные стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
Надо отметить, что наряду с законом «Об Образовании», ФГОС — это отдельно утвержденный документ.
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное разнообразие детства;
- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|||
№ |
Характеристика образовательного процесса |
Традиционное дошкольное образование |
Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма ( в соответствии с концепцией ФГОС ДОО). |
1. |
Ценностная ориентация |
Система ценностей конкретного общества и государства. |
Общечеловеческие ценности. |
2. |
Целевая направленность |
Формирование определенных знаний, умений и навыков. |
Формирование личности. |
3. |
Доминирующая составляющая |
Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. |
Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка. |
4. |
Ориентация |
На «среднего» ребенка. |
Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. |
5. |
Позиции участников |
Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, исполнитель его планов. |
Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). |
6. |
Активность участников |
Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий); ребенок-обучающийся (ведомый). |
Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности. |
7. |
Основная деятельность |
Учебная. |
Специфически детские виды деятельности. |
8. |
Обязательность участия детей |
Обязательно для всех детей; у них нет выбора. |
Желательно, но необязательно. Есть выбор:участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другой деятельностью. |
9. |
Основные мотивы участия детей |
Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности. |
Интерес ребенка. Удивление ребенка. |
10. |
Стиль поведения взрослого |
Руководящий, императивный, назидательный (дети - «подчиненные»! |
Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры). |
11. |
Необходимое поведение детей |
Дисциплинированность, ответственность, исполнительность |
Творчество. Познавательная активность. |
12. |
Речь участников |
Монолог взрослого. |
Общение (диалог) взрослого и детей. |
13. |
Модель организации |
Аналог классно-урочной деятельности, школьной. |
Совместная деятельность взрослого и детей. |
14. |
Основа содержания образования |
Информационная. |
Деятельностная. |
15. |
Основной принцип организации содержания образования |
Предметный. |
Смысловой. (Объединение темой, проектом, проблемой, событием и др.). |
16. |
Основные принципы реализации содержания |
Дифференциация:содержание дошкольного образования расчленено на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др. |
Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности. |
17. |
Основное средство реализации содержания |
Набор предписаний, требующих точного исполнения. |
Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса. |
18. |
Тип обучения |
Прямой. |
Непрямой. |
19. |
Опорная зона |
Актуального развития. |
Ближайшего развития. |
20. |
Преобладающие методы |
Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер. |
Поискового, проблемного характера. |
21. |
Основной путь и характер образования |
Многократное повторение(натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. |
Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение. |
22. |
Основные формы образования |
Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов). |
Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей. |
23. |
Основные формы организации детей |
Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными. |
Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными. |
24. |
Степень регламентирован-ности |
Очень высокая:образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса. |
Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. |
25. |
Организация пространства |
Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины. |
Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером.Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться). |
26. |
Контроль и оценка |
Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов |
Отставленный по времени (по окончании образовательного периода).Оценка динамики формирования качеств ребенка. |