Образовательные стандарты


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

Надо отметить, что наряду с законом «Об Образовании», ФГОС — это отдельно утвержденный документ.

ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:

  • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
  • социокультурное разнообразие детства;
  • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
  • потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.




СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ИЗМЕНЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ  С  ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО  СТАНДАРТА   ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристика

образовательного

процесса

Традиционное дошкольное образование

Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма ( в соответствии с концепцией   ФГОС ДОО).

1.

Ценностная ориен­тация

Система ценностей конкретного об­щества и государства.

Общечеловеческие ценности.

2.

Целевая направ­ленность

Формирование определенных зна­ний, умений и навыков.

Формирование личности.

3.

Доминирующая

составляющая

Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка.

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществ­ляемое в зоне ближайшего разви­тия ребенка.

4.

Ориентация

На «среднего» ребенка.

Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ре­бенка.

5.

Позиции участни­ков

Взрослый - субъект процесса обра­зования, ребенок - объект его пе­дагогических воздействий, испол­нитель его планов.

Взрослый и ребенок - субъекты об­разовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в букваль­ном смысле слова, но равноценны (равны по качеству).

6.

Активность участ­ников

Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (веду­щий); ребенок-обучающийся (ве­домый).

Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности.

7.

Основная деятель­ность

Учебная.

Специфически детские виды дея­тельности.

8.

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей; у них нет выбора.

Желательно, но необязательно. Есть выбор:участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другой деятель­ностью.

9.

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого. Сужение спек­тра смыслов деятельности.

Интерес ребенка. Удивление ребенка.

10.

Стиль поведения взрослого

Руководящий, императивный, нази­дательный (дети - «подчиненные»!

Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры).

11.

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Творчество.  Познавательная активность.

12.

Речь участников

Монолог взрослого.

Общение (диалог) взрос­лого и детей.

13.

Модель организа­ции

Аналог классно-урочной деятельности, школьной.

Совместная деятельность взрослого и детей.

14.

Основа содержа­ния образования

Информационная.

Деятельностная.

15.

Основной принцип организации содер­жания образования

Предметный.

Смысловой. (Объединение темой, проектом, про­блемой, событием и др.).

16.

Основные принци­пы реализации со­держания

Дифференциация:содержание до­школьного образования расчленено   на отдель­ные учебные предметы, аналогич­ные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирова­ние элементарных математических представлений, развитие речи, ри­сование, лепка, аппликация и др.

Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошколь­ного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержа­ние дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольни­ков темы, реализуемые в различ­ных видах детской деятельности.

17.

Основное средство реализации содер­жания

Набор  предписаний, требующих точного исполнения.

Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образо­вательного процесса.

18.

Тип обучения

Прямой.

Непрямой.

19.

Опорная зона

Актуального развития.

Ближайшего развития.

20.

Преобладающие

методы

Словесные, объяснительные, нося­щие репродуктивный характер.

Поискового, проблемного характера.

21.

Основной путь и характер образо­вания

Многократное повторение(натас­кивание), подражание, имитация, следование образцам.

Преобладает развитие   мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение.

22.

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных ча­стей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключитель­ная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов).

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как са­мостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей.

23.

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетае­мые с подгрупповыми и индивиду­альными.

Подгрупповые, сочетаемые с груп­повыми и индивидуальными.

24.

Степень регламентирован-ности

Очень высокая:образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифици­руются как недостатки образовательного процесса.

Низкая. Регламентация образова­тельного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество  взрос­лого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и ин­тересами детей, актуальной ситуа­цией образовательного процесса.

25.

Организация про­странства

Взрослый над детьми и (или) на­против них: занимает типично «учи­тельское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оцен­ки детских работ. Дети, как прави­ло, мало  перемещаются в простран­стве в целях поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участву­ет в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве опреде­ляется ее характером.Может, на­пример, в ходе продуктивной дея­тельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказы­вая при необходимости помощь де­тям как старший партнер. Дети мо­гут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельно­сти (спрашивать, советоваться, до­говариваться, распределяться).

26.

Контроль и оценка

Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ре­бенком задания в рамках формиро­вания ЗУНов

Отставленный по времени (по окон­чании образовательного периода).Оценка динамики формирования качеств ребенка.